Однако, как это часто бывает, кутящие без меры в ресторанах и коммерческих клубах Ростова предприниматели, за их пределами оказались людьми весьма прижимистыми, если не сказать скуповатыми. Поэтому оба обратились не к ведущим столичным архитекторам, так модным (и так высокооплачиваемым) в то время в Ростове - Померанцеву, Соколову, Шервуду, а стали искать кого-нибудь из молодых, талантливых, да недорогих. Городская легенда гласит, что и Чернов, и Мелконов-Езеков, не сговариваясь, разместили заказ у одного и тому же архитектора, вчершнего студента. Тот быстро смекнул как надуть прижимистых армян. Умудрившись сохранить в тайне то, что он работает на обоих участников пари, архитектор изготовил для двух зданий один проект, украсил его разными декоративными элементами и с успехом осуществлял авторский надзор за строительством обоих зданий. За несколько недель до окончания строительства, архитектор получил от купцов полный расчет и немедленно уехал из Ростова. Когда же сняли леса, то измумленному взору как спорщиков, так и другой почтенной публики предстали здания-близнецы. Может быть и не совсем близнецы, но уж очень похожие друг на друга. А самое главное - победитель спора так и остался неопределен. То есть, здание Мелконова-Езекова было все-таки чуть выше (наверное, он был более щедр с архитектором), но назвать это победой было нельзя.

Слева - дом Карапета Чернова, справа - Гавриила Мелконова-Езекова


Вскоре Чернов нанимает архитектора Ф.С. Ясинского для достройки четвертого этажа. Мелконов-Езеков также не собирается просто так уступать. Вслед за четвертым на обоих зданиях появляется пятый этаж. Конструктивной возможности надстроить еще по этажу нет. Запас прочности фундаментов и несущих конструкций исчерпан, но победитель не выявлен. Здания одинаковы по высоте. Тогда Мелконов-Езеков устанавливает на крышу своего здания купол. Чернов такого сделать не может - купол у него уже есть, он встроен в здание на уровне пятого этажа. Но выход найден - на крышу устанавливаются ... колонны. Чтобы вся эта маразматическая конструкция не рухнула на головы ростовчан, колонны укрепляют распорками. На этом строительная активность заканчивается. Оба дома по тогдашней купеческой моде щедро украшены лепниной, бесчисленным количеством колонн, кариатид и портиков. Эклектика в своем наиярчайшем виде. Всего архитектурный поединок продолжался около 15 лет. Но побыть самыми высокими жилыми зданиями Ростова, этим домам приходится не долго. Буквально через два года на Таганрогском проспекте взмывает в небо исполинское 7-ми этажное (при тогдашней-то высоте этажа!) здание Рецкера и Хосудовского. Но это уже совсем другая история.

Дом Мелконова-Езекова в своем завершенном виде

Дом Чернова в завершенном виде

Оба дома в 1938 году
В 30-х в здании Чернова расположился институт народного хозяйства, а в здании же Мелконова-Езекова - ростовский радиокомитет и кинотеатр "Ударник". Во время войны в здание Мелконова-Езекова попала аиабомба и оно полностью сгорело и частично обрушилось. В конце 40-х его остатки разобрали и образовавшийся кирпич использовали для строительства на его месте жилого здания предприятия "Ростовуголь", спроектированного в помпезной, но достаточно безликой манере сталинского ампира. Здание Чернова во время войны также сильно пострадало, но его повреждения оказались не фатальны, и после войны оно было восстановленно, хотя и с ликвидацией некоторых архитектурных фирулей. В здании Чернова до сих пор расположен ростовский институт народного хозяйства, ныне - экономическая академия (одним из выпускников института, кстати, был отличник и комсомольский вожак Салман Радуев).

Дом Чернова сегодня
Такая вот история ...
продолжение будет ... как-нибудь ....