Bogus (b0gus) wrote,
Bogus
b0gus

Сары Азман, Иштерек и Кизитеринка

Вот такая казачья легенда:

В давние времена по прикумским степям кочевал со стадами скота и табунами лошадей ногайский князь Иштерек. Много у него было жен, но ни у одной из них не рождались дети. Наконец от русской полонянки появилась у Иштерека дочь, которой дали имя Султанет. Мать ее вскоре после родов умерла, и за дочерью Иштерека стали ухаживать десятки мамок и нянек, кормили ее кумысом и козьим молоком. Когда Султанет стала взрослой, она тяжело заболела. День ото дня она увядала. Иштерек созвал всех знахарей и обещал дать сотни овец и лошадей за спасение любимой дочери. Много приходило лекарей, но ни один из них не мог вылечить Султанет. Однажды странствующий старик посоветовал Иштереку отвезти дочь на Дон: там есть два ключа Ак-су и Карасу. В Карасу (Черный мертвый ключ) надо выкупать больную, а из Ак-су (Белый живой ключ) - напоить ее живой водой.

Для любимой дочери Иштерек готов был сделать все и поэтому отправился со своим кочевьем в дальний путь - на Дон.


Быстро он передвигался по степи, переплыл семь больших и малых рек... Наконец добрался до берегов Дона и послал своих лучших людей разыскать целебные ключи. Долго бродили посланцы Иштерека по левому берегу Дона, но заветных ключей отыскать не смогли. Когда посланцы Иштерека возвращались к становищу, они встретили дряхлого старца и доставили его к шатру князя. Старик был высокого роста, закутан в звериные шкуры, бос и без шапки. Седые волосы на голове были взъерошены, а белая борода закрывала почти всю грудь. Говорил он на непонятном языке. Иштерек приказал вызвать своего священнослужителя, который бывал в Царьграде и знал многие языки. Старик рассказал ему, что в давние времена на острове Темрюцком находилось княжество Тмутараканское и владели им русы. Княжество это разрушили половцы, а русы пошли бродить по большим и малым рекам от Дона до Волги, и прозвали их «бродниками». Старик рассказал, где находится Ак-су и Карасу, или Мертвый Донец, как его называют «бродники». Путь к Мертвому Донцу проходит через Темерницкий лиман, и там живут вольные люди разных племен, а главным атаманом у них - Сары-Азман, что означает «рыжий человек».

- Как мне добраться до Мертвого ключа, чтобы выкупать в нем больную дочь? - спросил Иштерек.

- Только водой, - ответил старик. - Если хотите, я достану у Сары-Азмана лодку и отвезу вас к Мертвому ключу.

- А Сары-Азман на нас не нападет?

- Нет, - ответил старик. - Кто с миром к нему приходит, тому он друг, а кто с войной, тот живым от него не уходит. Его казачье слово всегда верное.

На следующий день рано утром, едва занялась заря, к иштерекову становищу подплыла украшенная коврами лодка. На веслах сидели двенадцать гребцов, а за рулем сам Сары-Азман. Принесли на руках больную Султанет, положили ее в лодку на мягкие подушки. Рядом с ней сел отец - князь Иштерек. Поплыла лодка вниз по Дону. Сары-Азман глаз не сводит с Султанет-понравилась ему девушка. Султанет тоже нет-нет да и поглядит на статного, красивого атамана, а от этого и боль утихает. Сары-Азман за все время оглянулся только один раз и заметил, что следом за лодкой по берегу Дона едет около полсотни ногайских всадников, а вдали движется остальное войско Иштерека. Усмехнулся Сары-Азман и молча кивнул головой гребцам. Они сильней налегли на весла. Конница Иштерека осталась далеко за изгибом реки. Но вот лодка вошла в Темерницкий лиман, заросший камышом и осокой. Вдруг Сары-Азмам свистнул по-соловьиному, и тотчас же из камыша высунулись носы лодок и показались вооруженные люди. Ухватился Иштерек за рукоять своего книжала, хотел обнажить его, но Сары-Азман остановил князя.

- Не бойся, Иштерек, тебя никто не тронет. Это мои верные друзья. Показал же я их тебе для того, чтобы ты понял, что твоя рать нам не страшна. Погляди, сколько их!..

И увидел Иштерек огромную сарыазманскую вольницу. На него из камыша гордо глядели глаза смуглолицых черкесов, скуластых татар, темнокожих кизылбашцев, русов и приднепровских черкасов. Махнул Сары-Азман - и все лодки с людьми вмиг скрылись в камышах.

Прошло немного времени, добрались до Мертвого ключа. Все остались в лодке, а няньки, взяв под руки Султанет, по вели купать ее. Как только искупалась Султанет в Мертвом ключе, сразу почувствовала большое облегчение. К лодке она возвращалась сама, без помощи нянек.

...Снова отправились в путь-дорогу к становищу Иштерека. Когда прибыли на место, Сары-Азман высадил гостей из лодки, ласково посмотрел на Султанет, а потом обратился к ее отцу с приветливым словом.

- Прощай, княже. Завтра утром отвезу княжну к живому ключу Ак-су. Без меня вы его не найдете.

Рано утром прискакал в становище Иштерека Сары-Азман с двумя товарищами и с запасными конями. Быстро сделал он из ковра и легких дротиков висячие носилки и пристроил их между двумя конями. Положили в носилки Султанет и не спеша отправились к Живому ключу. Доехали до высокого каменистого бугра, остановились у осыпи желтого камня-ракушечника. Из-под горы шумным ручьем бежала чистая студеная вода.

- Вот и Ак-су, - сказал Сары-Азман. Сколько больных ни приходило к этому ключу, все становились здоровыми.

Наклонилась к ключу Султанет и припала к нему губами. Как только напилась целебной воды, сразу же почувствовала, что силы прибавилось, появилась бодрость, и боль в груди совсем исчезла.

Иштерек наполнил живой водой около дюжины бурдюков и решил захватить их с собой в Прикумские степи.

Рад был Иштерек, что его дочери принесла исцеление живая вода. Но он решил не задерживаться, быстрее отправляться в свои степи... Через три дня князь распорядился собираться в путь. Но Султанет пошла на хитрость. Она прикинулась больной и сказала отцу, что она еще не совсем излечилась. А вода в бурдюках пользы не даст. Полезна вода только ключевая.

Отец согласился остаться еще на несколько дней. Он распорядился перенести свое становище из балки на бугор, поближе к Живому ключу. На старом Кобяковом городище, у самого берега Дона, был поставлен княжеский шатер.

Каждый день, рано утром, Султанет верхом на коне ездила к Живому ключу напиться целебной воды. Там она встречалась с Сары-Азманом и просиживала с ним у ключа до восхода солнца. Султанет дала Сары-Азману слово, что будет его женой. Сары-Азман послал своих товарищей к Иштереку с просьбой выдать Султанет за него замуж.

Разгневался Иштерек и заявил:

- Не позволю свою дочь выдавать замуж за какого-то атамана казачьей ватаги...

И предложение Сары-Азмана отклонил.

Но Султанет твердо решила стать женой Сары-Азмана без согласия отца. Как только наступила ночь, она незаметно вышла из шатра, осторожно прошла мимо дремавших стражников. В Кобяковой балке ждал ее Сары-Азман с приготовленным для Султанет конем. Тотчас же в стане Иштерека поднялась тревога.

- Куда девалась Султанет? - спрашивал у нянек Иштерек.

Никто не видел и не знал, что случилось с ней. Иштерек взял с собой полсотни лучших джигитов и отправился на розыски дочери. Долго рыскали они по берегам Дона и по окрестностям. Погоня направилась по каменистому бугру в сторону ключа. Вдруг на полном бегу конь Иштерека в темноте сорвался с крутого обрыва каменной горы и разбился вместе с седоком...

Ногайцы иштерекова становища почти все перешли на сторону Сары-Азмана и стали вольными казаками, и только небольшая часть из них ушла в Прикумские степи. С тех пор балку, где располагалось предпоследнее становище Иштерека, стали называть Кизи-Тиринга, что в переводе на русский язык означает «пропавшая девушка».


Самое интересное, что главные действующие лица этого рассказа - лица исторические. Или почти исторические. Князь Иштерек (Естерек) - четвертый сын князя Тинехмата (Дин Ахмеда), взошедший на ногайский престол в 1600 году. Иштерек - одна из важных политических фигур Смутного Времени. Он присягал на верность то русскому царю, то турецкому султану, то возвещал о создании независимого государства Великой Ногайской Орды. Основную часть своей жизни Иштерек провел кочуя в пространстве от Волги до Дона и к востоку от Волги. Значительное время Иштерек кочевал в районе Азова. Иштерек отошел в мир иной в 1619 году. Были ли обстоятельства его смерти столь романтичными как говорит легенда, мне неизвестно, но судя по тому, что Иштерек и его наследник Шайтерек отошли в мир иной одновременно, вряд ли его кончина была связана с естественными причинами. Интересно, что после смерти Иштерека и его наследника ногайца раскололись. Часть признала власть московского царя, другая откочевала от них, но вскоре была разбита калмыками и, спасаясь от последних перекочевала к Астрахани, где их предводитель Мамбет Мурза объявил себя русским пленником. Так что история о переходе "иштерековцев" в стан казаков имеет под собой некие исторические аналогии.

По поводу Сары Азман не все так просто. Часть историков считает его реальным историческим персонажем, другие же считают, что так татары называли либо вообще всех казаков, либо казаков татарского происхождения. Ногайский князю Юсуф в 1549 жалуется Ивану Грозному: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и ... убежали в поле". Несложно заметить, что упоминание о Сары Азман датируется тем периодом, когда ногаями правил даже не отец, а дед Иштерека - князь Исмаил. Поэтому если Сары Азман такой же реальный персонаж, как Иштерек, то разница в возрасте возлюбленных должна была составлять примерно лет этак 80. Однако ж, известно что Иштерек поддерживал достаточно тесные связи с донским атаманом Заруцким, так же как и Иштерек кочевавшим из стана врагов Москвы в друзья и обратно. Так что именно Заруцкий мог послужить прототипом легендарного Сары Азмана. Однако, Заруцкому для того чтобы показать свою силу, не надо было свистеть по соловьиному и проводить экспромт-презентацию своих бойцов в зарослях донского камыша. Военные возможности донских казаков во времена реального Иштерека были более чем известны. И ногаям особенно. Интересно, что гражданской женой Заруцкого была вдова Самозванца Марина Мнишек.

Все места описанные в легенде расположенны на территории нынешнего Ростова-на-Дону.
Tags: История, Казаки, Ростов-на-Дону
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments